Аргост был попросту нелеп.
О, какой обманчивой была эта атмосфера всеобщего пречистого благоденствия. Не увидеть её фальши можно было, только если не смотреть. Отворачиваться почти нарочно, стыдливо прятать глаза от неприглядной правды.
Например, только глупый не знал, что Аргост издревле был не только центром религиозной мысли Эльмнота, но и рассадником самых безумных еретических идей. Некоторые даже поговаривали об "аргостском синдроме" - воздействии божественной магией, помноженном на излишнюю впечатлительности среднестатистического обывателя.
Не все приехавшие сюда могли похвастаться обретённым умиротворением и просветлением - этот город умел сводить с ума.
Свидетельства этому были повсюду - стоило только получше приглядеться.
Два послушника усердно оттирали с сияющей белокаменной стены нечто совершенно непотребного красного цвета, неровно написанное чьей-то дрожащей рукой ужасающе размашистыми движениями:
"МЁРТВЫЯ ОЧИ БОГА-ОТЦА ЗРЕТИ НЫ ГЛАДНЫМ ЗРАКОМ"
Рядом красовался, ещё нетронутое тряпками послушников, схематичное изображение не то глаза, не то рыбы со слепо-белым кругом в центре.
Миса шагнула в портал за миг до того, как послушник, почувствовавший спиной её взгляд, встревоженно обернулся.
"Мёртвые очи бога-отца глядят на нас голодным взглядом", выходит.
Это было не так уж и трудно - "богом-отцом" называли Цейна в некоторых архаичных религиозных текстах, которые сейчас трактовались с особой осторожностью.
Однако, определение это пришлось очень по душе некоторым опальным церковникам, которые пронесли его без малого до сегодняшнего дня, пусть даже тексты эти никогда и не считались каноничными.
А вот "мёртвые очи" - это уже поинтереснее.
Разумеется, Миса не была единственной, кто пришёл в своих измышлениях о природе божественного к этому выводу, но напрямую говорить об этом, кажется, не решались даже самые смелые умы современности - не решалась и Миса.
Но разве не значит самопожертование Цейна, отказ его от своей самости ради спасения бытия из пасти Пожирателя, что "старший брат богов" был окончательно и бесповоротно мёртв?
Его божественной воли хватало на то, чтобы быть везде, но разве не значит это для единого неделимого разума нахождение в нигде?
Саму мысль эту воцерквлённый обыватель, конечно же, гнал от себя, и говорить о ней вслух было бы омерзительной ересью.
И чья же безрассудно-смелая рука бросила вызов идее вечности прямо на белом мраморе церковной стены?
Аргост был переполнен религиозными символами - один вычурнее другого, - и потому не приметить маленькое и совсем простое изображение глаза с белой точкой внутри было бы несложно.
Но единожды обратив на него внимание, сложно было не замечать его повсюду - он был выцарапан на стенах, был изображён на чётках в некоторых руках, тиснён на скромных обложках каких-то богословских книг, то и дело мелькавших перед лицами случайных прохожих в скромной, аскетичной одежде.
Витийцы мало заявляли о себе, но были, кажется повсюду. Их лица, совершенно непримечательные, были не просто непримечательными в толпе - кажется, они и были чистым воплощением толпы.
Миса то и дело сталкивалась с ними взглядом - они смотрели на неё тяжело, протяжно, а потом опускали глаза и уходили, как ни в чём не бывало.
Деньги способны решить многое. По крайней мере, пропустить несколько утомительных этапов поиска лазейки внутрь закрытой от внешнего мира системы.
Витийцы не очень-то стремились делиться своими идеями с миром, однако, это требовало от них поддерживать чистой свою репутацию.
Самый простой способ сделать это, не раскрывая своих намерений - благотворительность.
Витии Цейна были вовлечены в денежные отношения. Они принимали пожертвования, но только лишь для того чтобы все они отошли на благо сирых и убогих.
Миса пробралась в церковный архив за отчётными бумагами - и нашла их. Быть может, это была прекрасная подделка, но, в конечном счёте, каждый захудалый медяк шёл в какой-нибудь монастырь, ночлежку, или отдалённую деревеньку, пострадавшую от пожара или наводнения.
Либо имел место подлог, либо деньги витийцам не были нужны. И то, и то выходило исключительно подозрительным.
Но даже если эти аскетичные альтруисты не искали себе ни славы, ни богатства, деньги всё ещё были им нужны.
И на письмо о том, что некая баронесса желает пожертвовать их благочестивой организации значительную сумму денег и получше узнать о том, что исповедуют эти добрые люди, Артемиссия получила ожидаемый ответ в запечатанном письме со всё тем же неприметным символом на обороте.
Отредактировано Миса (2021-10-29 12:09:29)